Критерии включения детей в группу часто болеющих
(А.А.Баранов, В.Ю.Альбицкий, 1986)
Возраст ребёнка | Количество перенесенных ОРЗ за год |
До года | 4 и более |
1-3 года | 6 и более |
4-5 лет | 5 и более |
Старше 5 лет | 4 и более |
Современная ;медицинская наука утверждает: «Проблемы детей до семилетнего возраста - это проблемы их родителей». Если ребенок часто болеет, то причину болезни следует искать и устранять внутри семьи.
Частые ОРЗ у ребенка сильно осложняют его воспитание. Современные дети часто простужаются, но почему?
Разумеется, огромную роль играют хорошо известные причины:
снижение иммунитета; высокая частота контактов с источниками инфекций; экологические факторы: загрязненный воздух в крупных городах, загрязненный воздух в помещении (курение, пыль, горение газовых плит). С другой стороны, психологические факторы: дефицит внимания и любви со стороны родителей. Бывает так, что у маленького ребенка остается лишь единственный способ - заболеть. Тогда он получает все блага, как материальные, так и духовные.
Заболевания ребенка могут являться защитной реакцией на испытываемый им психологический дискомфорт в той или иной ситуации.
Здоровье или нездоровье ребенка, как физическое, так и психическое, неразрывно связано со стилем родительского воспитания и напрямую зависит от характера внутрисемейных взаимоотношений. Нарушенное общение в раннем возрасте, особенно между матерью и ребенком, в дальнейшем увеличивает риск развития различных заболеваний. Существуют два наиболее распространенных типа неправильного отношения родителей к детям:
- переоценка их возможностей и способностей;
- сверхзабота, чрезмерная тревога родителей за здоровье и школьные успехи своего ребенка, а также за его будущее.
В случае пренебрежительного отношения мам и пап к детям может возникнуть недооценка опасности простудных и других болезней, халатное отношение к вакцинации или своевременной эффективной терапии «простуды». В итоге ребенок либо сталкивается с серьезными осложнениями (синуситы, отиты и др.), либо на всю жизнь получает хронические заболевания (хронический тонзиллит, хронический синусит, хронический аденоидит, хронические заболевания легких, бронхиальная астма, пиелонефрит и т. д.). Именно при этом, особенно неблагоприятном типе родительского отношения отмечается отсутствие саногенного мышления и, следовательно, адекватного поведения с точки зрения укрепления здоровья у самих детей. Напротив, излишнее внимание и гиперопека приводят к тому, что дети постепенно заражаются мнительностью взрослых, испытывают страх перед естественными трудностями жизни. Утрированная забота о часто болеющих детях, проявляемая родителями, способствует тому, что у данной группы ребят преобладают отрицательные эмоции, присутствуют элементы острого переживания своей болезни, преобладают одиночные игры. Именно в этих случаях у ребенка, пока еще не способного получать необходимую объективную информацию из других источников, возникает неадекватно пессимистическая оценка заболевания. Это может накладывать негативный отпечаток и на иммунную систему ребенка, что может приводить к частым повторам эпизодов ОРЗ.
Помните, что психическое и физическое здоровье детей находится в руках их родителей. Хорошо известно, что наличие прочной социальной поддержки благотворно сказывается на сопротивляемости к заболеваниям. Ребенок - это не пассивный объект для профилактического, лечебного и реабилитационного воздействия, а субъект, от поведения которого в значительной степени зависит эффективность профилактических, лечебных и реабилитационных вмешательств.
В основе профилактики заболеваний должна лежать забота о психологическом комфорте ребенка, который может быть достигнут следующими средствами:
- Спокойное, уравновешенное состояние матери. У тревожной и нервной матери вырастает нервный и тревожный ребенок.
- Продление домашнего периода дошкольного детства.
Если малыш от природы боязлив, не любит шумной,
большой компании детей, то детский сад становится
для неокрепшей еще нервной системы непреодолимым испытанием, вызывающим стресс. - Психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Неготовый к школе ребенок с первых же дней
пребывания в ней вступает в конфликт с учителем, т.к.
не выполняет его требований. У ученика развивается
отрицательное отношение к школе, что может привести к разнообразным заболеваниям, «школьному неврозу». Важно, чтобы ученик пришел в школу без страха наказания за ошибки, иначе он не сможет учиться, так как чрезмерная тревога будет разрушать его деятельность. Это обстоятельство необходимо учитывать всем взрослым, обучающим ребенка (и родителям, и воспитателям детских дошкольных учреждений, и учителям). За ошибки детей ни в коем случае нельзя ругать, но каждая ошибка должна быть разобрана с ребенком, чтобы он понял, как сделать правильно.
Значимым профилактическим средством частых ОРЗ у детей является демократический стиль родительского воспитания, основанный на высоком уровне принятия ребенка, верой в его самостоятельность в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости, проявлением доброты и твердости одновременно, возможностью проявления инициативы с установленными четкими границами.